ЭКСПЕРИМЕНТЫ Д.БРОДБЕНТА И А.ТРЕЙСМАН

cherryСелективный аспект внимания стал объектом пристального интереса английского инженера-акустика К. Черри (Edward Colin Cherry). Именно его эксперименты на селективное прослушивание в начале 50-х г.г. положили начало современным исследованиям внимания в когнитивной психологии. Ему же принадлежит заслуга создания методических процедур, которые в течение нескольких десятилетий лежали в основе экспериментальной психологии внимания и продолжают использоваться по сей день как психологами, так и нейрофизиологами. Результаты и выводы К.Черри (прежде всего идея отбора информации по физическим признакам) были положены в основу моделей внимания  ранней селекции – отбора релевантного и отсечения нерелевантного сообщения на ранних этапах переработки информации.

brodbentМодель внимания, которую предложил Д. Бродбент (Donald E. Broadbent), базируется на метафоре фильтра, расположенного после стадии сенсорной регистрации поступающей информации (обработки ее физических признаков), но до стадии более полной перцептивной обработки.  Если сенсорная обработка может происходить параллельно (все поступающие сообщения анализируются одновременно), то перцептивная обработка осуществляется последовательно: в единицу времени может обрабатываться только одно сообщение. Именно по этой причине стадии должны быть разделены фильтром, который предохраняет стадию перцептивной обработки от перегрузки.
Для подтверждения своей гипотезы Д. Бродбент разработал методику оценки расщепленного объема памяти. В данной методике изучению подвергается способность человека отчитываться о небольшом количестве информации, которая подается, однако, по двум каналам одновременно, в «расщепленном» на два сообщения виде. Затем эти сообщения вновь «соединяются» в отчете испытуемого, за исключением утерянной информации.

Пример инструкции испытуемому в эксперименте Бродбента: 'Вам будут предъявляться цифры одновременно попарно одна на правое и одна на левое ухо. Ваша задача - сразу по окончании прослушивания каждой серии воспроизвести услышанные цифры поканально, то есть сначала три цифры, которые были предъявлены на левое ухо, а затем три цифры, которые были предъявлены на правое ухо.'
 

treismanНа основании данных собственных исследований и других материалов экспериментальной критики модели фильтра Э. Трейсман (Anne Treisman) приступила к пересмотру первой, сформулированной Д. Бродбентом, концепции ранней селекции. Э. Трейсман провела серию экспериментов по методике вторения в ситуации бинаурального предъявления двух сообщений, читаемых одним и тем же женским голосом, то есть нерелевантный и релевантный каналы были полностью уравнены по физическим признакам. Полученные ею результаты говорили о том, что отбор может осуществляться не только по физическим признакам, но и по каким-то другим, в том числе семантическим характеристикам сообщений.
На основании сравнительного анализа показателей интерференции при различных условиях Э.Трейсман выдвинула гипотезу о стадиях, на которых возможны различение и селекция сообщений и об относительном весе разных признаков (физических, фонетических, грамматических, семантических) в процессе селекции.

Пример инструкции 1 испытуемому в эксперименте Трейсман: На разные каналы (правое и левое ухо) Вам будут одновременно предъявляться разные фразы. Ваша задача - сразу после прослушивания воспроизвести:  фразу, которая была предъявлена на левое/правое ухо

Пример Инструкции 2 испытуемому: На разные каналы (правое и левое ухо) Вам будут одновременно предъявляться разные тексты. Ваша задача - внимательно слушать текст, который будет предъявлен на левое ухо, игнорируя текст, предъявляемый на правое ухо и при этом отслеживать целевое слово "коса", независимо от того, в каком наушнике Вы его услышали. Если вы услышали слово "коса" (или это же слово в любом падеже и числе), сразу нажимайте "пробел".
 

Литература:

Общая психология в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. - Т. 4: Внимание / М.В. Фаликман . М., 2006. С. 191 – 201

Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2002, с. 104-120.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995. с. 49-109.

Величковский Б. Когнитивная психология: основы психологии познания. М., 2006., Т.1, с. 258-270.