ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ

Методика заимствована из психологии труда (так называемые таблицы Шульте), но имеет большое применение в области патологии. Данная методика может быть использована для исследования психического темпа, точнее, для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям), свойств распределения и переключения внимания. Методика может быть использована для обследования и детей, и взрослых. Единственное ограничение к проведению методики - знание ребенком цифр и умения считать в пределах нескольких десятков.

Для проведения обследования необходимо следующее оборудование:
–    пять таблиц размером 50 х 50 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25 (на каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному)
–    секундомер
–    небольшая указка (примерно в 30 см).

Обследуемому мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами книзу и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?» (Если обследуемый не понял, ему объясняют снова, но не открывая таблицу.) Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом обследуемого вертикально на расстоянии 70—75 см от него и, включая секундомер, говорит: «Начинайте!»

Пока обследуемый показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда обследуемый называет число «25», экспериментатор останавливает секундомер.

После первой таблицы без всяких дополнительных инструкций обследуемому предлагают таким же образом отыскивать числа на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й таблице.

Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели:
1) превышение нормативного (40—50 секунд) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах;
2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.

По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:
Реализация методики в программном комплексе "Экспериментальные исследования в психологии"
Для вызова данной методики выберите в меню "Метод" пункт "247 Таблицы Шульте - сбор данных". Методика добавится в текстовое поле "Методы (тип, дата и время начала), откуда её надо запустить двойным кликом правой кнопки мыши. В открывшемся окне "Общая подготовка к проведению метода" можно ознакомиться с инструкцией по выполнению заданий, выбрать параметры (в данном случае, параметр один - это время работы, выбрать можно количество таблиц для тестирования), а также распечатать бланк методики для занесения результатов тестирования (клавиша "Бланк" открывает документ формата doc), если предполагается провести некомпьютерное тестирование. После изучения представленной информации и выбора параметров можно перейти непосредственно  к процессу тестирования, нажав клавишу "Далее". В появившемся окне "Тестирование", в соответствии с инструкцией,  приступаем к прохождению методики.

После того как методика пройдена (должно появиться сообщение "Результаты обследования Вам сообщит специалист") можно просмотреть результаты. Для этого в текстовом поле "Методы (тип, дата и время начала), надо запустить двойным кликом пункт "248 Таблицы Шульте - обработка".  Появится окно с  значениями времени,  затраченного на прохождение той или иной таблицы.

Таблицы Шульте обладают равной степенью трудности, они почти не запоминаются и поэтому в процессе исследования их можно использовать повторно. Можно пользоваться теми же пятью таблицами в первый, второй и, если нужно, третий раз.

Литература
С.Я Рубинштейн Экспериментальные методы патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство // Апрель – Пресс, М., 2004
В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. // Киев, 1986