ПРАЙМИНГ-ЭФФЕКТ

Экспериментальной парадигмой прайминга (от англ. глагола «to prime» – инструктировать заранее, давать предшествующую установку) используется влияние прежнего контекста на скорость опознания связанных с ним стимулов, называемое «прайминг-эффектом» (или эффектом предшествования).

Начало использования данного методического приема было положено в 1971 году в связи с обнаружением Д. Е. Мейером (David E. Meyer) и Р. У. Шваневелдтом (Schvaneveldt, R.W) эффекта взаимосвязи прежнего контекста и скорости опознания последующих стимулов [Meyer, Schvaneveldt, 1971]. Исследователями было установлено, что после предъявления, скажем, слова «доктор», быстрее будет опознано слово, по смыслу связанное с ним (например, «шприц»), чем несвязанное (например, «хлеб»).

Обычно прайминг комбинируется с рядом специально разработанных экспериментальных задач: «задачей лексического решения», «задачей дополнения основы слова до целого», «задачей восстановления слова по фрагментам» и т.д.

Стимул, на который измеряется скорость и точность реакции, называют «тестовым стимулом», а саму подсказку, т.е. тот стимул, предшествующая встреча с которым приводит к изменению реакций – «праймом». В качестве праймов обычно используют подбор стимулов по ассоциации с тестовым, подбор примеров одной категории. Если тестовому слову предшествует связанный с ним прайм, решения принимаются испытуемым быстрее и правильнее.

Экспериментальная парадигма прайминга используется для выбора в пользу моделей ранней или поздней селекции (Neumann et al., 1999; Lavie, Fox, 2000); проверки ресурсных моделей внимания (Maxfield, 1997; Milliken et al., 1998); определения ведущей роли процессов «сверху-вниз» или «снизу-вверх» (Georgiades, Harris, 1997; Jhangiani, 2004); для исследования автоматических и контролируемых процессов (Posner, Snyder, 1975; Каширская, 2004) и т.д. Наша версия данной экспериментальной парадигмы используется для демонстрации эффекта предшествования в учебных целях.

Пример процедуры проведения:  Испытуемому предъявляются стимулы в парах (друг за другом). Испытуемый проинструктирован не обращать внимания на первое слово в паре, выполненное бледно-серым цветом. Второй, яркий стимул в паре может быть как словом, так и бессмысленной последовательностью букв. Задачей испытуемого является принятие лексического решения, а именно нажатие клавиши «ß» (в правой части клавиатуры) если предъявляется слово, и клавиши «à» - если неслово. Данные обследования выводятся в виде сводной таблицы. Результаты смотрятся по среднему времени правильных реакций. Если испытуемый следовал инструкции при прохождении эксперимента, его результаты продемонстрируют «прайминг-эффект», который состоит в том, что слова, связанные по смыслу с предыдущим контекстом (строка «связанное слово»), опознаются быстрее, нежели слова, с контекстом не связанные (строка «несвязанное слово). Любопытно, что «прайминг-эффект» наблюдается даже в том случае, если в процессе прохождения эксперимента испытуемый не осознавал связь праймов и следующих за ними тестовых слов

Реализация методики в программном комплексе "Экспериментальные исследования в психологии"

Эксперименты связанные с прайминг-эффектом реализованы в следующих методиках:
305  Прайминг-эффект
101  Прайминг-диагностика

Более подробное описание и инструкцию к каждой методике можно посмотреть в панеле подготовки к проведению методики.

Литература:

Фаликман М.В.  Прайминг и прайминг-эффекты (эффекты предшествования)

Филиппова М.Г. Использование экспериментальной парадигмы прайминга в целях исследования неосознаваемого восприятия // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. "Роль неосознаваемых значений в процессе восприятия многозначных изображений".

Maria Stone, Sandra L. Ladd, John D.E.Gabrieli The Role of Selective Attention in Perceptual and Affective Priming // AMERICAN JOURNAL OF PSYCHOLOGY Fall 2000, Vol. 113, No.3, pp.341-358

Steven P. Tipper  Does negative priming reflect inhibitory mechanisms? A review and integration of conflicting views

Jhangiani R. From Concept to Percept: Priming the Perception of Ambiguous Figure // Paper presented at 14th Annual Meeting of the Canadian Society for Brain. / Available at: http://www.science.mcmaster.ca/~BBCS/2004/viewabstract.php?id=84&symposium=0, 2004.

Dirk Hermans and Adriaan Spruyt,  Jan De Houwer, Paul Eelen  Affective priming with subliminally presented pictures // Revue canadienne de psychologie experimentale, 2003, 57:2, 114