Экспериментальной парадигмой прайминга (от англ. глагола «to
prime» – инструктировать заранее, давать предшествующую
установку) используется влияние прежнего контекста на скорость
опознания связанных с ним стимулов, называемое
«прайминг-эффектом» (или эффектом предшествования).
Начало использования данного методического приема было положено в 1971
году в связи с обнаружением Д. Е. Мейером (David E. Meyer) и Р. У. Шваневелдтом (Schvaneveldt, R.W) эффекта
взаимосвязи прежнего контекста и скорости опознания последующих
стимулов [Meyer, Schvaneveldt, 1971]. Исследователями было установлено,
что после предъявления, скажем, слова «доктор», быстрее
будет опознано слово, по смыслу связанное с ним (например,
«шприц»), чем несвязанное (например, «хлеб»).
Обычно прайминг комбинируется с рядом специально разработанных
экспериментальных задач: «задачей лексического решения»,
«задачей дополнения основы слова до целого», «задачей
восстановления слова по фрагментам» и т.д.
Стимул, на который измеряется скорость и точность реакции, называют
«тестовым стимулом», а саму подсказку, т.е. тот стимул,
предшествующая встреча с которым приводит к изменению реакций –
«праймом». В качестве праймов обычно используют подбор
стимулов по ассоциации с тестовым, подбор примеров одной категории.
Если тестовому слову предшествует связанный с ним прайм, решения
принимаются испытуемым быстрее и правильнее.
Экспериментальная парадигма прайминга используется для выбора в пользу
моделей ранней или поздней селекции (Neumann et al., 1999; Lavie, Fox,
2000); проверки ресурсных моделей внимания (Maxfield, 1997; Milliken et
al., 1998); определения ведущей роли процессов
«сверху-вниз» или «снизу-вверх» (Georgiades,
Harris, 1997; Jhangiani, 2004); для исследования автоматических и
контролируемых процессов (Posner, Snyder, 1975; Каширская, 2004) и т.д.
Наша версия данной экспериментальной парадигмы используется для
демонстрации эффекта предшествования в учебных целях.
Пример процедуры проведения:
Испытуемому предъявляются стимулы в парах (друг за другом). Испытуемый
проинструктирован не обращать внимания на первое слово в паре,
выполненное бледно-серым цветом. Второй, яркий стимул в паре может быть
как словом, так и бессмысленной последовательностью букв. Задачей
испытуемого является принятие лексического решения, а именно нажатие
клавиши «ß» (в правой части клавиатуры) если
предъявляется слово, и клавиши «à» - если неслово.
Данные обследования выводятся в виде сводной таблицы. Результаты
смотрятся по среднему времени правильных реакций. Если испытуемый
следовал инструкции при прохождении эксперимента, его результаты
продемонстрируют «прайминг-эффект», который состоит в том,
что слова, связанные по смыслу с предыдущим контекстом (строка
«связанное слово»), опознаются быстрее, нежели слова, с
контекстом не связанные (строка «несвязанное слово). Любопытно,
что «прайминг-эффект» наблюдается даже в том случае, если в
процессе прохождения эксперимента испытуемый не осознавал связь праймов
и следующих за ними тестовых слов
Реализация методики в
программном комплексе "Экспериментальные исследования в психологии"
Эксперименты связанные с прайминг-эффектом реализованы в следующих методиках:
305 Прайминг-эффект
101 Прайминг-диагностика
Более подробное описание и инструкцию к каждой методике можно посмотреть в панеле подготовки к проведению методики.
Литература:
Фаликман М.В. Прайминг и прайминг-эффекты (эффекты предшествования)
Филиппова М.Г. Использование
экспериментальной парадигмы прайминга в целях исследования
неосознаваемого восприятия // Диссертация на соискание ученой степени
кандидата психологических наук. "Роль неосознаваемых значений в
процессе восприятия многозначных изображений".
Maria Stone, Sandra L.
Ladd, John D.E.Gabrieli The Role of Selective Attention in Perceptual
and Affective Priming // AMERICAN JOURNAL OF PSYCHOLOGY Fall 2000, Vol.
113, No.3, pp.341-358